Интервью министра образования России


Источник: радио "Эхо Москвы"


М. КОРОЛЕВА - Добрый день, у нас на "Эхе" продолжается дневной эфир. И весь этот час будет у нас отдан предстоящему учебному году, его проблемам, проблемам школьников, преподавателей, родителей и так далее. Просто потому что у нас сегодня в гостях Андрей Фурсенко министр образования и науки России. В студии многолетний школьный учитель Алексей Венедиктов. Добрый день. Есть у нас уже вопросы, которые пришли по Интернету, мы только должны предупредить, что вопросы частного характера мы все обязательно передадим Андрею Фурсенко, его помощнику, все это он получит в полном объеме. Но в основном мы будем говорить об общих проблемах, а частные вопросы ваши обязательно будут переданы. Пока все, что известно о новом учебном годе это погода на 1 сентября. Известно, что она будет хорошая - 25 градусов. Все остальное, в общем, тонет в тумане.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим я бы оттолкнулся вопреки обыкновению от одного из вопросов, пришедших по Интернету. От Максима Соколова из Петербурга: "Вопрос про ЕГЭ. Мне в этом году сдавать экзамен в 11 классе, и я не знаю, что я буду именно сдавать ЕГЭ или нет. Когда это станет известно?" Это главный вопрос, когда будут установлены правила сдачи экзаменов, будут ли они меняться в ходе учебного года, кто будет принимать решение. Вы вчера говорили на пресс-конференции, что идея ЕГЭ себя оправдала, если я правильно понял и реализация спорна, но эксперимент будет продолжен. Я бы хотел, чтобы для наших школьников и их родителей и учителей объяснили, каким образом будет сдаваться ЕГЭ в этом году, и когда будет приниматься решение.
А. ФУРСЕНКО - Во-первых, точно в этом году, а не в следующем. Я полагаю, что окончательное решение по поводу сдачи ЕГЭ как будут сдаваться экзамены, должно быть принято не позже чем конец октября, начало ноября. Это мне кажется, достаточно будет, для того чтобы сориентироваться и подготовиться к сдаче экзаменов. Точно не будет в следующем году, то есть 2005 году обязаловки. То есть только ЕГЭ и больше ничего другого. По крайней мере, в тех регионах, где этот эксперимент уже в полном объеме идет, по крайней мере, три года.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Как вам это видится, кто принимает решение, кто сообщает детям?
А. ФУРСЕНКО - Окончательное решение принимает Министерство. Решение принимается, как было раньше по предложениям регионов, согласованных с советами ректоров. Поэтому решение, что в каком-то регионе будет только ЕГЭ, а есть несколько регионов, которые довольно активно на этом настаивают, например Самара. Это решение мы можем принять, если регион будет по-прежнему считать, что это оптимальный способ сдачи экзаменов, и они заинтересованы именно в том, чтобы перейти с режима эксперимента на режим регулярной сдачи.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В Москве в прошлом году у учеников, даже не у школ был выбор. Такая форма вами приветствуется?
А. ФУРСЕНКО - Приветствуется. И я думаю, что и в Москве и Петербурге будет примерно то же самое. До тех пор у региона не будет, причем я хочу сказать, когда я говорю о регионе, я говорю не о чиновниках региональных, а о большинстве людей, которые собираются сдавать экзамены, не будет действительно настроя на то, что эта форма является оптимальной, до этого момента я считаю, переходить на обязаловку нецелесообразно.
М. КОРОЛЕВА - Вот вопрос из Томска тоже по поводу ЕГЭ. Тамара Ивановна Петрова: "Если ЕГЭ станет нормой, то, как будут защищены права учащихся на защиту от ошибок и злоупотреблений проверяющих? Сейчас части "А" и "В" проверяются в Москве и никаких концов не найти. Почему учащиеся гуманитарных, физмат-классов должны выполнять часть "С" по непрофильным предметам? Какой, в этом случае, смысл в профильном обучении?"
А. ФУРСЕНКО - По поводу злоупотреблений, как известно, любая система на сто процентов от злоупотреблений не защищена. То, что проверяется в Москве это и есть попытка защититься от злоупотреблений. И в какой-то части это работает. По крайней мере, нет давления каких-то более близких людей, региональных властей, конкретных чиновников или учителей. Ведь проблема не в том, что кого-то завалят, гораздо более опасная проблема, что будет дисбаланс. Я прошу прощения, отвлекусь, я был в Карачаево-Черкессии, которая находится на юге, тут недавно написали в одной из публикаций, что северная территория, вот я просто на всякий случай сообщаю, что она на юге. На Кавказе. Там президент поднял вопрос о том, что золотые медали это не оптимальный способ проверки знаний, потому что я еще раз повторяю, ссылаясь на президента Карачаево-Черкессии, который сказал, что после объективной оценки 14 золотых медалистов, 12 сдали этот экзамен на двойки. И очень важно, что сам регион начал с этим бороться и сам регион выступает за то, чтобы был внедрен в полном масштабе ЕГЭ. Потому что они считают эту форму более объективной.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Здесь вопрос не о злоупотреблениях, об ошибках мы знаем, что в том числе в Москве были ошибки. Ребенок же он:
А. ФУРСЕНКО - Ему все равно, злоупотребление или ошибки. Я согласен. Это то, что мы считаем первоочередным с точки зрения совершенствования ЕГЭ, даже не смысловые изменения, а в первую очередь избавление от ошибок, чисто технических, когда просто перепутаны местами ответы и избавление от ошибок смысловых, когда, например, вопрос допускает двоякое толкование. В этом году первое, на что мы должны обратить внимание, это уйти от таких смысловых технических, достаточно простых ошибок. Вторая вещь это совершенствование самих контрольно-измерительных материалов. Какая-то работа в этом направлении идет, я думаю, что как раз в части гуманитарных экзаменов у нас сложностей больше, потому что они хуже формализуются. Я надеюсь, что год, который у нас впереди, он даст возможность эти материалы улучшить.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Чтобы закончить может быть, эту тему, вот состыковка среднего и высшего образования. Мы сейчас говорим с точки зрения школ, как они будут через Министерство вводить или не вводить, а вузы, которые частью принимают ЕГЭ, частью не принимают. Тут же еще тот же самый Максим Соколов из Петербурга, думая, куда он будет поступать, не только должен знать, будет ли в его школе ЕГЭ, будет ли право выбора, он еще должен знать в том вузе, куда он захочет поступать, там будет учитываться ЕГЭ или нет.
А. ФУРСЕНКО - Как я говорил, мы довольно много планируем обсудить, и прежде чем принимать окончательное решение, обсудить со всеми участниками этого процесса проверки знаний.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Я про этот год.
А. ФУРСЕНКО - Про этот год. Я когда обещал раньше, тогда сказал, что в обсуждении будут принимать участие все: и школьники, школьные учителя, и родители, и представители вузов. Когда проходят августовские педсоветы, то на них принимают участие ректоры в том числе. И у них тоже разное отношение к ЕГЭ, хотя чем дальше от Москвы, тем более оно положительное.
А. ВЕНЕДИКТОВ - А как Максиму узнать, если он захочет в Якутский педагогический?
А. ФУРСЕНКО - Я постараюсь сделать, чтобы мои ощущения совпали с реальностью, что где-то в эти же сроки вузы должны определиться.
М. КОРОЛЕВА - Вопрос на пейджер по поводу ЕГЭ. "Вы сказали, что со сдачей ЕГЭ определитесь в октябре. Но вы прекрасно знаете, что в сентябре-октябре идет запись на подготовительные курсы, без которых поступить очень сложно и что делать выпускникам в этой ситуации?", - Светлана. Потому что это вопрос буквально ближайших двух месяцев.
А. ФУРСЕНКО - Я могу только сказать, что мы постараемся сделать так, чтобы до записи на подготовительные курсы ясность появилась. По крайней мере, с теми вузами:
М. КОРОЛЕВА - То есть к 1 октября?
А. ВЕНЕДИКТОВ - Не успеете.
А. ФУРСЕНКО - Я постараюсь. Обещать не могу, но часть вузов на сегодняшний день уже определились. И другое дело, что во многих вузах московских вузах, очень во многих принимают ЕГЭ по непрофильным предметам. Что касается профильных предметов, то часть принимается, часть нет, но почти все вводят какие-то дополнительные испытания. Это отдельная тема разговора, которую стоит обсудить. Я не знаю насколько уместно сейчас говорить. Тем не менее, ЕГЭ потихонечку пробивает себе дорогу. Я могу сказать, что ректор МГИМО Торкунов сказал, что он использовал в этом году ЕГЭ при приеме и он доволен.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Языковый?
А. ФУРСЕНКО - Я не помню, по каким предметам, но он сказал, что он использовал и считает, что получил достаточно хороший контингент. Хотя, конечно, на последнем этапе он должен был из него дополнительными испытаниями выбирать тех, кого он принял.
М. КОРОЛЕВА - Может быть, чтобы пока далеко не уходить от школы, поскольку 1 сентября день школьников, что будет с оценками в начальных классах, потому что вновь появилась информация о том, что оценки выставлять не будут, то ли будут или по выбору будут выставлять.
А. ФУРСЕНКО - Есть рекомендации, что в первом классе оценки не выставлять. Как мне объяснили, рекомендация это не значит обязаловка. Это рекомендуют обойтись без оценок. Я вчера на пресс-конференции сказал, что я вижу и плюсы, и минусы в таком подходе. Плюс заключается в том, что шестилетнему ребенку особенно плохими оценками можно отбить всякую охоту учиться. Минус заключается в том, что если ты отказываешься от оценок, то постепенно учитель отказывается, он не приучает ребенка к нормальной жизни. В нормальной жизни нам все время выставляют оценки в том или ином виде. Я думаю, что также как и во многих других делах, переходной период когда начало учебы - полгода, год, оценки не выставляются, а учитель говорит "хорошо" или "плохо", это, наверное, разумный подход. И с точки зрения психологии, но все-таки выбор остается за школой.
А. ВЕНЕДИКТОВ - У меня вопрос следующий. Переход из 9-го в 10-й класс, вечные дебаты отбор, не отбор, обязательно, не обязательно, обязательное 11-летнее, обязательное 9-летнее, кого отбирать в 10-11 класс. Я знаю, что на августовских педсоветах всегда больная тема, потому что те дети, которые не попали в 10-й класс, их родители приходят на педсоветы и требуют законно зачислить. С другой стороны вы сказали о том, что более 15 тысяч детей вообще не охвачены образованием. То есть на каком-то этапе люди исчезают из среднего образования, какие здесь могут быть рычаги? Во-первых, имеет ли право родитель настаивать, чтобы ученик, который не справляется с программой 9-го класса, учился бы в 10-м и 11-м?
А. ФУРСЕНКО - Я не знаю, насколько родители имеют право настаивать, чтобы:
А. ВЕНЕДИКТОВ - С точки зрения государства, я сейчас не спрашиваю инструкцию, мы потом будем приглашать сюда в мае, когда будут переходы. С точки зрения государства:
А. ФУРСЕНКО - С моей точки зрения и тут, по-моему, жесткой обязаловки быть не должно. На сегодняшний день у нас проблема:
А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы какой-то противник обязаловки.
А. ФУРСЕНКО - Очень не люблю. Я даже когда начинал работать, правда, в Академии наук, я вообще на работу приходил, как правило, вовремя, и даже уходил очень поздно, но очень не любил, когда нас начинали проверять, опоздал ты на 5 минут или нет. Я считал, что это не то что нарушение прав, но просто это неправильно, это отвлекает человека от работы на соблюдение пустых формальностей. Не люблю обязаловку. Вот возвращаясь к образованию, мне кажется, что тут обязаловки быть не должно. Сегодня люди, получающие начальное профессиональное образование, зачастую не хотят одновременно получать общее среднее образование. Не хотят они учиться. Причем я это слышал не от чиновников. Я это слышал от директоров школ, от учителей. Не нужно им. Он говорит: я хочу получить такую-то профессию, я хочу ее получить не формально, а чтобы после этого мог работать. И мне кажется, не надо его заставлять. Надо оставить человеку возможность получить это среднее образование, когда он поймет, что оно ему нужно. Если он это поймет. И в этом плане, если говорить о политике, я думаю, что мы эту политику будем реализовывать. Будем проводить в жизнь. В этом плане мы должны предоставить людям такую возможность. Потому что сегодня что у нас получается, сегодня выходит после ПТУ человек со 2-3 разрядом. Ему никуда не деться, его надо либо доучивать, либо переучивать, для того чтобы он нашел себе работу, а во многих регионах России это очень серьезная проблема, ему надо иметь, по крайней мере, 4-й разряд. Получить 4-й разряд и одновременно нормальное среднее общее образование очень сложно. Почти невозможно. Не заставляйте. Дайте возможность при этом, чтобы он смог, причем смог бесплатно как это положено по Конституции, это общее образование получить тогда, когда он поймет, что оно ему необходимо.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Мы движемся по образованию. Ваши вопросы идут на пейджер, мы все их передадим помощнику министра с тем, чтобы рассмотреть этот конкретный случай. А вопрос, который пришел из Петропавловска-Камчатского по Интернету от Алексея Кева: "Есть ли у вас точная информация, когда будут отменены студенческие отсрочки?" Вопрос, который мы с вами обсуждали в июне.
А. ФУРСЕНКО - Нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Что, значит, нет, говорят, то Министерство обороны готовит законопроект, отменяющий студенческие отсрочки и внесен этот проект закона уже на осеннюю сессию:
А. ФУРСЕНКО - Я этой информации не имею. Правда не имею. Я с вами говорил и могу еще раз повторить, что этот вопрос, на мой взгляд, должен быть комплексным. Я не исключаю, что такой закон будет внесен. И опять же я объяснял, что понимаю резоны, по которым это может быть. Но внесение такого закона и при этом в одиночестве без каких-то других предложений о том, как будет реформирована армия, что произойдет, каким образом будут использоваться те люди, которых привезут, с моей точки зрения неправильно.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Это невозможно, господин министр. Посмотрите сами, просто мы попадаем в демографическую дыру, это говорят откровенно генералы, и недавно говорил, по-моему, Балуевский, когда он был зам. начальника Генштаба. Речь идет о количественном наполнении армии, этот закон, который может быть будет внесен Минобороны, он, во-первых, не пройдет мимо вас. Потому что по регламенту правительства вы должны будете писать заключение. Если я правильно понимаю.
А. ФУРСЕНКО - Мне задали конкретный вопрос, в курсе я или нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Тогда я задам другой вопрос. Если закон об отмене отсрочек будет внесен, голый закон, отмена с 2005 года отсрочек, какова будет ваша позиция?
А. ФУРСЕНКО - Я буду предлагать рассматривать этот вопрос в более широком контексте.
А. ВЕНЕДИКТОВ - А чем это может компенсироваться, вот 11-классника, который поступил в МИСИ на профильный: Чем можно компенсировать, я просто представить себе не могу.
А. ФУРСЕНКО - Алексей Алексеевич вопрос был немножко о другом. Я говорю сейчас не о компенсации, я говорю о том, что я допускаю ситуацию, при которой избежать этого призыва невозможно. Но я считаю, что если мы идем на эту меру, абсолютно ясно, ухудшающую ситуацию и с нашей наукой, и с нашим образованием, то мы должны понимать, ради чего это делается. В конце концов, мы все российские граждане. Но мы должны понять, что это действительно абсолютно необходимые меры для защиты обороноспособности страны. Что если люди будут не дорожки подметать, что призыв этот единственная возможность сохранить обороноспособность нашей страны. А это значит, что должны быть одновременно с этим законом определенные шаги предприняты по вопросам, связанным с тем, как будет меняться армия. И когда вы говорите о том, что говорят генералы, генералы об этом тоже говорят. О том, что им нужны не просто необученные солдаты, им нужна профессиональная квалифицированная армия. И я думаю, что в этом вопросе наше министерство может даже кое-что и разумное сказать. И в части науки и в части образования.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Тут был еще один вопрос, я не могу его найти, человек поступил на 1-й курс, у него отсрочка. В какой-то вуз, значит ли это, что если будет принят подобный закон, то у него изменяются условия, на которых он поступил?
А. ФУРСЕНКО - Я ведь правду говорю, что я этого закона не видел.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Вот, Самара.
А. ФУРСЕНКО - Я не сомневаюсь, что вы найдете, если вы не сами его придумали. Но я говорю о другом. Я действительно этого закона не видел и не слышал. Вы ставите гипотетическую возможность, я допускаю, что такой закон будет.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Я задал конкретный вопрос, если такой закон будет принят, какова будет ваша позиция? Означает ли что, студенты, которые поступили на определенных условиях, вы же понимаете, что для них это изменение условий.
А. ФУРСЕНКО - Я думаю, что закон, который будет принят в таком виде, он вряд ли будет принят задним числом или с завтрашнего числа. Скорее всего, такой закон будет принят с определенным временным лагом.
М. КОРОЛЕВА - Сейчас к нам присоединяются, я надеюсь тысячи слушателей, которые будут голосовать у нас в программе "Рикошет". Потому что вопрос у нас абсолютно судьбоносный. Поскольку Андрей Фурсенко в последние дни много говорил о том, что ждет реформа серьезная российское образование, высшее, прежде всего. Вы говорили об этом и на вчерашней пресс-конференции, которую упомянули. Мы решили сегодня спросить вас, считаете ли вы, что российское образование сейчас нуждается в реформе или лучше оставить все, как есть. Если кто-то считает, что российское образование нуждается в реформе, телефон 995-81-21. Если вы считаете, что нет, не нуждается, лучше оставить все как есть - 995-81-22. Для жителей Москвы этот звонок абсолютно бесплатный. А если звоните из другого города, то заплатите за несколько секунд междугороднего соединения. А мы продолжаем разговор с Андреем Фурсенко, я вижу, что он подсматривает у нас экран, но я отверну экран, потом вы узнаете результаты "Рикошета".
А. ВЕНЕДИКТОВ - Пока идет голосование, затрону частный вопрос. Закончилась Олимпиада и в связи с результатами Олимпиады в Афинах многие тренеры и многие чиновники от спорта и спортсмены в этой студии, Андрей, где вы сидите, говорили о необходимости вернуться к развитию спорта на уровне школы. Среди прочих, высказывались разные предположения: увеличение количества уроков физкультуры в школе, замена поголовная учителей физкультуры на тренерский состав, не учителя, а профессиональные тренеры, создание массовых детских спортивных школ рядом со школами. У нас был вчера Александр Гомельский великий наш, который обратил внимание на то, что в основном успех американцев, первое место в зачете за счет университетских спортивных команд, где спорт перемещен в каждый университет. У вас есть видение этого предмета?
А. ФУРСЕНКО - Мнение есть.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Давайте мнение.
А. ФУРСЕНКО - Во-первых, я считаю, что содержание уроков физкультуры нужно менять. Я объехал довольно много школ и в Москве и за пределами Москвы, довольно далеко от Москвы. У нас оборудование спортивных залов, а почти в каждой школе есть спортзал, вот оборудование, когда я учился, практически ничего не изменилось. "Козел", "конь", шведская стенка, скамеечка:
А. ВЕНЕДИКТОВ - Кольца, маты.
А. ФУРСЕНКО - Кольца не везде есть. Маты не везде есть. И канат. Абсолютно ясно, что на сегодняшний день в технологии физвоспитания мы продвинулись очень существенно во всем мире и в России в том числе. Посмотрите на наши фитнес-центры. Я считаю, что вот эту технологию, эти знания точно надо продвигать в школы. Такая возможность есть. И я разговаривал об этом с Вячеславом Фетисовым, он очень активно поддерживает эту логику, ведь дело не в том, чтобы в школы пришел профессиональный тренер, который стал немедленно готовить профессиональных спортсменов. Дело в том, чтобы пришел человек, который рассматривает ребенка как человека, с которым надо заниматься физкультурой и спортом. А не отбыть урок.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Для чего?
А. ФУРСЕНКО - Для того чтобы тот был здоровым. У меня цифры были, я, по-моему, уже говорил на "Эхо Москвы", меня они поразили. Всего 22% ребят хочет заниматься спортом, это не так страшно, страшно, что 15% не хочет заниматься ни при каких условиях. Это отторжение спорта сегодня, мне казалось, что в наше время этого не было. Я был не самый спортивный школьник, но я с удовольствием ходил на уроки физкультуры.
М. КОРОЛЕВА - Андрей Александрович, это, прежде всего денег потребует. Я думаю, что о проблеме платности образования мы поговорим еще. У нас вопрос из Москвы от Алины Лялиной, она задает вопрос по поводу высшего образования: " Идет ли все к тому, что высшее образование будет платным. Жаль что не бесплатно 2-ое высшее, а в стране советов один из плюсов (немногих), что оно было бесплатным". Вот такое мнение.
А. ФУРСЕНКО - Я повторю еще раз то, что точно в этой аудитории говорил, бесплатным вообще ничего не бывает. Вопрос, кто платит. То, что государство за образование, в том числе высшее в той или иной степени может быть не всем, но тем, кто доказал свое право на получение образования, должно платить, у меня сомнений нет. Это связано не только с нашими конституционными нормами. Это обязанность государства. Но вопрос в том, за что и, во-вторых, какие обязательства. Знаете, как в советское время, коли уж, мы вспомнили советское время, государство обязано было учить, школьники, студенты обязаны были учиться. А сегодня мы имеем не только то, что государство не всегда платит, но и то, что школьники и студенты не всегда учатся. Особенно студенты. У нас школьники не всегда учились, но уж студенты учились всегда.
М. КОРОЛЕВА - Кстати, это проблема платных вузов, об этом многие говорят, что тогда у нас эта платность в вузах становится несколько извращенной. То есть человек, который учится в платном вузе, он не считает нужным учиться, потому что заплатил и зачем уже учиться.
А. ФУРСЕНКО - Это все-таки несколько иная тема. Мы должны и контрольными мерами, и создавая соответствующие подходы, атмосферу, мы должны добиваться того, чтобы люди понимали, что учиться надо. Чтобы учиться это было, скажем, модно. Это было принято. А вторая вещь, до тех пор, пока будут требовать работодатели диплом, а не квалификацию, кардинальным образом ситуацию трудно будет изменить.
М. КОРОЛЕВА - Опрос у нас уже закончен. Итак, позвонило нам около полутора тысяч человек за несколько минут. 35% позвонивших считают, что российское образование сейчас нуждается в реформе. 65% полагают, что лучше оставить все как есть. Ваш комментарий.
А. ФУРСЕНКО - К сожалению, ответ я думаю, ожиданный. Люди очень устали от суеты. Образование, как и многие другие сферы деятельности, оно в первую очередь суеты не терпит. Люди просто устали. Они устали от того, что им все время что-то навязывают. Тем не менее, я считаю, что мы должны объяснять. Это наша обязанность объяснять, что мы от изменений никуда не уйдем. Давайте уберем слово "реформа", оно в значительной степени скомпрометировано и, к сожалению, не только в области образования. Но жизнь меняется очень быстро, ни в какой из ниш, будь то образовательная ниша, будь то наука, мы не отсидимся. Жизнь меняется, если мы хотим в этой жизни состояться, то мы должны меняться либо вместе с ней, либо в каких-то вопросах опережая ее. Поэтому я думаю, что когда люди отвечают таким образом, то они под реформами в первую очередь подразумевают непрерывную тряску. Что их все время дергают, что-то заставляют делать.
А. ВЕНЕДИКТОВ - По-другому.
А. ФУРСЕНКО - По-другому, чем они привыкли. Вообще я человек консервативный и это неплохо. Я думаю, что вопрос свободы выбора, если воспринимать реформу как предоставление новых возможностей, будет восприниматься более позитивно но, к сожалению, тому, что реформы могут свестись к возникновению новых возможностей, никто не верит. И пока мы не предъявим эту практику, никто не поверит.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Мы продолжаем идти по вашим вопросам. Владимир из Москвы пишет: 'Насколько мне известно, присоединение России к Болонскому процессу предполагает полный переход на систему 'бакалавр, магистр, доктор'. Будет ли это в России?'
А. ФУРСЕНКО - Нет, во-первых, это не обязательно. В частности Германия, если не ошибаюсь, оставила вторую докторскую степень. Более того, как вхождение в любой процесс будь то ВТО, будь Болонский процесс, каждая страна имеет определенную свободу выбора. И сейчас, когда мы выбираем для себя путь, присоединение к Болонской декларации, я подчеркиваю, все-таки это Болонская декларация, а не обязывающий документ. Вот когда мы выбираем для себя, то мы смотрим, какие вещи для нас крайне важны, например, такая вещь как взаимное признание дипломов. А какие вещи мы считали бы, наши уникальные вещи важным сохранить за собой. И в этом плане я считаю, что у нас достаточно широкая свобода, и более того, Болонский процесс, которого многие боятся, вот бакалавр, магистр, в ряде случаев может просто стать специализацией того, что у нас всегда было. Когда первые курсы в ведущих вузах, например московском физтехе, МИФИ это были какие-то общие знания, что в той или иной степени может соответствовать бакалавру, а затем происходила специализация по кафедрам, где люди получали уже более специальные знания и это можно рассматривать как магистратуру. То есть опять же не надо бояться нововведений. Надо просто понимать, где они нас устраивают и за эти нововведения бороться и поддерживать. А где они нас абсолютно не устраивают, надо находить аргументы, почему мы их не примем. Такие возможности будут.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим Владимир спрашивает: "Произойдет ли отказ от степени доктора наук?
А. ФУРСЕНКО - Я считаю, что нет. В этом нет никакой обязаловки. Может так статься, что эта степень не будет воспринята в Европе или в других странах. Ну и что с того? Она будет воспринята в России, она останется в России. Вы знаете, я когда защищал докторскую диссертацию, то было очень жалко времени на это как всегда, и тогда было очень много разговоров, это было конец 80-х, что вот-вот докторскую степень отменят. И я сказал своему знакомому: может не стоит защищать, все равно отменят. Он говорит: ведь понимаешь, будут спрашивать, а вот когда отменили, она была или нет. Я думаю, что это внутренняя оценка, она все равно будет очень важной. И мне кажется, что не стоит России от нее отказываться.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Еще один политический вопрос хотел бы задать, или вернее внешнеполитический. Потому что так спрашивают наши слушатели. Вы, наверное, знаете, что происходит в Латвии с российскими школами, русскими школами, русскоязычными, конечно же. И резонный был вопрос от одного из наших слушателей, а почему Россия уж коль скоро хочет поддерживать русский язык в ближнем зарубежье, в частности в Латвии, я бы добавил Украину, но в Латвии поскольку острый вопрос, почему Россия через соответствующие министерства и свое посольство не поддерживает эти школы, не финансирует эти школы. Не берет их частично на свое финансирование. Ведь платим мы пенсии пенсионерам бывшим гражданам Советского Союза, почему здесь не помочь латышским школам через Министерство образования, а не через крик политических партий.
А. ФУРСЕНКО - Во-первых, определенное сотрудничество есть. Я не хочу трогать Латвию. Но я знаю, например, что мы помогаем в различных странах СНГ, например учебниками.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Почему не хотите трогать Латвию? Острый же вопрос. Почему там учебниками не помогать.
А. ФУРСЕНКО - Именно потому, что вопрос острый. Я думаю, что мы готовы помочь и учебниками, хотя это вопрос материальный, достаточно серьезный. Одно дело помочь достаточно бедным странам, другое дело Латвии, которая не самая бедная страна. Но мы помогаем, у нас есть совместные программы, мне кажется что вопросы обмена, например, учителями, вполне могли бы быть. Но при этом очень важно, чтобы этим обмены учебниками, учителями не использовались как чисто политическая карта. Я считаю, может быть, я не прав, но вопросы обучения детей все-таки использовать в политической игре неправильно. Принципиально важно обеспечить изучение русского языка и не только нашими соотечественниками. Это вопрос культурной коммуникации, межстрановой коммуникации, и все, что мы можем, мы делаем. Действительно предоставляем методические пособия. Но мне кажется, это не должно делаться нарочито в рамках политической борьбы.
М. КОРОЛЕВА - Вы сказали, что это вопрос в большой степени материальный. Не заложено ли это, кстати, в бюджете на 2005 год? И вообще что у нас с бюджетом в смысле образования на предстоящий год?
А. ФУРСЕНКО - С бюджетом у нас неплохо.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Хоть с чем-то неплохо.
А. ФУРСЕНКО - Но как раз бюджет федеральный в первую очередь касается не школ, он касается вузов, профессионального образования, в том числе среднего профессионального образования, и некоторых целевых программ школам, которые спасут в достижении цели, в том числе среди таких целевых программ есть и программы "русский язык". И в этой программе более половины средств идет на то, чтобы продвигать русский язык в других странах. В том числе проведение олимпиад, обменов школьниками. Может быть подготовка специальных материалов, учебников, для других стран. То есть то, что мы с вами обсуждаем, это происходит, делается.
М. КОРОЛЕВА - Все-таки бюджет на образование в следующем году по сравнению с предыдущим годом будет больше?
А. ФУРСЕНКО - Он будет больше и в абсолютном и относительном исчислении. Общий рост бюджета, по крайней мере, то, что подало правительство в Думу, где-то больше 14%, а рост финансирования в сфере образования федерального больше 20%. То есть что для нас важно, мы опережаем рост бюджета в целом.
М. КОРОЛЕВА - Повышение зарплаты учителям как-то закладывается, естественно много вопросов:
А. ФУРСЕНКО - Повышение зарплаты учителям закладывается в бюджеты регионов. Должно закладываться. Я могу сказать, что я участвовал в августовских педсоветах в нескольких регионах, на каждом из них было заявлено, что зарплата учителей увеличится. Все губернаторы, я был в Челябинске, Якутии и Карачаево-Черкессии, мои коллеги были в других регионах. Вот практически на всех августовских педсоветах было заявлено, что зарплата, несмотря на то, что есть очень большие сложности с новым законом, зарплата учителей везде будет увеличена.
М. КОРОЛЕВА - Ваше ведомство будет этот вопрос как-то контролировать?
А. ФУРСЕНКО - Мы не можем контролировать этот вопрос. Мы можем, во-первых, как-то координировать эту деятельность, я считаю, что важно это то, что мы помогаем информационному обмену между регионами, потому что это дает дополнительную аргументацию людям, которые отвечают за образование в каждом регионе, и кроме этого то, что мы можем делать в рамках целевых программ, я имею в виду, скорее, поддержку материально-технической базы, организацию каких-то конкурсов, которые тоже важны, конкурсы "Лучший ученик года" и так далее, это мы будем делать. Но это уже скорее статусные вещи.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, был вопрос из Калининграда, от Анны. "Как вы собираетесь привлекать молодых специалистов в школу, если даже надбавки, положенные им по закону или не положенные не выплачиваются. По крайней мере, у нас в Калининградской области". Чем привлекать?
А. ФУРСЕНКО - Есть несколько линий, по которым надо вслед за зарплатами, а может быть правильнее зарплатами и жильем. У нас есть федеральная целевая программа - жилье для молодых. В рамках этой программы я знаю, что получают, в том числе либо жилье, либо поддержку при получении жилья в рамках ипотеки, покрытие процентов на получение жилья, получают молодые учителя. В Якутии в сельских школах это один из главных аргументов, стимулов, что им дают возможность построить дом, этим привязывают их к школе. Ну а помимо зарплаты и жилья, это все-таки статусные вещи. Это и оборудование школ, потому что всегда приятно идти в школу, где хорошо организован твой труд, и какие-то соревнования, в которых они участвуют. Это вопрос возможности повышения квалификации для учителей, возможности поездок в те места:
А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы сами сказали вчера, что около 20% нынешних российских учителей это пенсионеры. Ситуация, если я правильно понимаю, не улучшается, тем не менее. Значит недостаточно. Не идет молодежь, не престижно, не денежно.
А. ФУРСЕНКО - Есть проблема, система оплаты учителей сегодня не способствует увеличению молодежи в школах. Потому что, чтобы ты получал зарплату, должен там проработать какое-то время. Очень сложно, в рамках сегодняшней оплаты практически невозможно заплатить блестящему молодому учителю зарплату, сравнимую с зарплатой пожилого педагога. А вторая вещь, поскольку сегодня единственный способ получить сравнительно высокую зарплату это иметь достаточно большое количество часов, то существует борьба за эти часы. И во многих случаях опытные педагоги осознано или нет, но не допускают новых людей в школы, не впускают. Я повторяю, что в ряде случаев это неосознанно. Переход, например, на систему окладов в школах, наверное, смог бы изменить в лучшую сторону эту ситуацию. Но опять же все это упирается в деньги. Я думаю, что в ряде регионов может быть, это произойдет.
М. КОРОЛЕВА - Еще один очень важный вопрос, связанный с переаттестацией, переаккредитацией вузов. Вы этим летом начали кампанию по пересмотру статуса вузов. И здесь есть вопрос от Елены Кузьминой из Самары: "Человек, который учится на последнем курсе, его вуз не пройдет переаттестацию, получит ли человек диплом?"
А. ФУРСЕНКО - Получит и более того, одна из вещей, которую мы обсуждаем, что на последних курсах людям дадут возможность, люди смогут доучиться, если вуз закрывается, то студенты средних начальных курсов, они смогут перевестись в другие вузы профильные. Я могу сказать, что в ряде регионов ректоры вузов говорят, что они заинтересованы в том, чтобы упорядочить то, что творится в регионах. И они готовы взять на себя обязательства устроить студентов, которые окажутся вне закрытого вуза.
М. КОРОЛЕВА - То есть куда обращаться такому студенту? Если он ни на последнем курсе, он получит диплом гарантированно, а если она первом, втором, третьем?
А. ФУРСЕНКО - Я думаю, я уверен, что в случае лишения аккредитации вуза, это в том же пакете служба по надзору :
А. ВЕНЕДИКТОВ - Минобразования.
А. ФУРСЕНКО - Да, она даст абсолютно полный ответ студентам по поводу того, что делать дальше.
А. ВЕНЕДИКТОВ - У меня может быть последний вопрос. Завтра 1 сентября, идут, прежде всего, первоклашки, первокурсники. Два слова им, их родителям, Андрей.
А. ФУРСЕНКО - Я желаю им успеха и им, и их родителям. Потому что все-таки образование, воспитание это очень важный трамплин, это путь к успеху, это должно быть путем к успеху. И только в этом случае образование выполняет свою функцию - делать людей более счастливыми.
М. КОРОЛЕВА - И никакой обязаловки, правда, Андрей Александрович?
А. ФУРСЕНКО - Не надо, не надо обязаловки.
М. КОРОЛЕВА - Андрей Фурсенко, министр образования и науки России был у нас сегодня в прямом эфире. Он на ваши вопросы тоже отвечал. Спасибо.

Вопросы слушателей из Интернет к этому интервью